Красота в больнице: когда стены помогают выздороветь
Болеть — страшно. Лечиться порой — тоже. Особенно если вокруг тебя серые стены, пугающие мединструменты, унылая казенная обстановка. Как быть? Делать больницы красивыми — во всех смыслах!
Любая больница может стать помогающим пространством
На окраине Москвы стоит детская больница, похожая на волшебный городок с разноцветными строениями — федеральный центр гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева.

Уникальность этого места не только в том, что здесь работают лучшие доктора в своей области, но и в исключительной непохожести на остальные больницы. Здесь есть своя школа, реабилитационный центр, кафе — целая инфраструктура для того, чтобы дети и их родители могли чувствовать себя как дома. Это важно, особенно в условиях длительного пребывания в больничных стенах.

Даже случайные посетители свидетельствуют: в центре Димы Рогачева спокойно и мило, ничто не давит на психику, тут хочется расслабиться — что удивляет, так как врачи и пациенты сражаются в этих стенах с беспощадным врагом – раком.

Комплекс зданий центра Димы Рогачева был возведен в 2011 году при курировании президента Владимира Путина и при участии фонда "Подари жизнь". Фото с сайта центра: www.fnkc.ru
Оказывается, все дело в понятии «помогающее пространство». Оно включает в себя не только оформление интерьера, но и все, что окружает пациента во время лечения: уровень комфорта в палатах, режим свободного посещения, многофункциональность больничного пространства, возможность поддерживать жизнь «как до больницы».

Помогающее пространство призвано уменьшить медицинский стресс, вызванный страхом, болью, угрозой жизни, апатией — в общем, всеми сопутствующими негативными эмоциями и психологическими проявлениями, которые появляются в экстремальной ситуации болезни.

Понятие это пришло к нам из-за рубежа, и центр Димы Рогачева строился по немецкому проекту. Правда, Наталья Клипинина, медицинский психолог отделения клинической психологии центра, подчеркивает, что истоки его можно найти и в России:

— Например, стремление врачей не просто лечить болезни, а заботиться о пациентах в тяжелых ситуациях, преодолевать невероятные препятствия и организовывать вокруг нечто уникальное отличало многих известных российских докторов. Это касается и врачей, добившихся организации центра Дима Рогачева и работающих в нем сейчас.

В дневном стационаре центра Димы Рогачева. Фото с сайта центра: www.fnkc.ru
Кафе центра Димы Рогачева. Фото с сайта центра: www.fnkc.ru
«Вредящее пространство»

Отношения пациента с врачами, персоналом и родителями тоже призваны помогать — ведь если больному или его родным грубят, не хотят их понять, объяснить, что происходит, не стараются помочь, то это уже «вредящее пространство».

Реанимация, в которой не страшно
- Гордость помогающего пространства центра Димы Рогачева — реанимация, где дети не расстаются с родителями, — рассказывает Наталья. — Насколько мне известно, это первая открытая реанимация в России. В ней не страшно.

Сейчас во многих российских детских больницах стараются улучшать уровень комфорта пациента, членов их семей и врачей. Но, как говорит Наталья, недостаточно просто сделать ремонт:

— Нужно продумать и обустроить пространство с точки зрения всех участников лечебного процесса: закладывая возможности, помогающие решать нужды пациентов и семей, способствующие профилактике выгорания персонала.

Необходимо постоянно обучать медиков и повышать уровень коммуникативной культуры «пациент/семья-персонал». В этом отношении даже хорошо обустроенной больнице всегда есть к чему стремиться. И в этом же отношении любая больница может себе позволить стать (и быть!) помогающим пространством.
Один из холлов больницы. Фото предоставлено фондом «Подари жизнь»
Бегемотопись как средство от болезни: искусство в детской поликлинике
В 2014 году художница Марина Звягинцева и еще 16 современных художников изменили интерьер трехэтажной поликлиники в детской Морозовской больнице. Проект назвали «Арт-прививкой».

Через год один из «экспонатов» выбрался из здания и поселился на фасаде нового корпуса Морозовки — гигантская разноцветная кардиограмма видна теперь издалека, не только пациентам больницы. Кроме того, благодаря художникам, Морозовка стала участником «Ночи музеев» — впервые медучреждение присоединилось к фестивалю искусства.

Нужно ли искусство в больнице? Зачем оно детям и родителям? Как реагируют врачи на то, что им приходится принимать пациентов, находясь практически внутри арт-объекта?

Куратор «Арт-прививки» Марина Звягинцева поясняет, что задача художников, пришедших в поликлинику Морозовки, была не только поговорить на языке современного искусства с детьми, но и зацепить их, отвлечь.
Ростан Тавасиев, придумавший бегемотопись, композиция «Бирюзовая линия»
"Игровые коммуникации" Марины Звягинцевой на фасаде
Лечиться, играя ("Игровые коммуникации" Марины Звягинцевой)
У "Доски объявлений " Наташи Стручковой и Максима Илюхина
— Современных детей мало чем удивишь. Чтобы они стали смотреть на то, что ты им предлагаешь, это должно быть необычным. Но при этом — понятным.
Марина Звягинцева
Куратор проекта «Арт-прививка»
Современные художники используют не традиционные кисти и краски, а современные материалы — пластик, например. Сама Марина занимается водопроводными трубами и их художественным переосмыслением. Художник Ростан Тавасиев, тоже участник «Арт-прививки», изобрел бегемотопись — он рисует детскими мягкими игрушками. Есть в «Арт-прививке» огромный шприц, из которого растет труба, — и в нее можно подудеть. Это работа Сергея Чернова «Звукотерапия». Смысл ее в том, чтобы дети перестали бояться уколов.

Когда люди стоят в очереди в регистратуру Морозовки, перед ними — не просто стекло, а прозрачный процарапанный пластик, на нем — рисунки Жанны Рыбак.

Серая гардеробная решетка заменена на стеллаж с пробирками, в которых вместо крови — игрушки, рассортированные по цвету (проект «Лаборатория детства» Марины Звягинцевой).

Есть здесь и интерактивная доска, придуманная Натальей Стручковой и Максимом Илюхиным, на которой можно рисовать разноцветными резинками, и стена с вредными советами Остера, которую построили художники Татаринцевы, и многое-многое другое.

— Поликлиника, в которой ребенок может встретить разнообразные арт-объекты, осмыслить их и себя рядом с ними, сфотографироваться рядом с ними на память, — становится достопримечательностью. Место, которое ассоциируется с болью, приобретает другой смысл. Ребенок перестает воспринимать себя здесь как на враждебной территории, начинает чувствовать себя комфортно — добиться этого и было нашей главной задачей, — объясняет Марина.

Сергей Чернов, проект «Звукотерапия»
На двери — капустка
Один из проектов «Арт-прививки» — оформление дверей кабинетов, где принимают врачи. Художник Герасим Кузнецов придумал, что номер двери должен быть внизу ее, а вверху — изображение овощей и фруктов, полезных для детей. Как у шкафчиков в детском саду. Некоторые доктора поначалу обижались: «Я не буду сидеть в кабинете, на двери которого нарисована капуста!». Но через какое-то время сами же врачи и отметили: атмосфера в поликлинике изменилась, там перестал слышаться детский плач, как в других больницах.
Слева и над дверью – работа Марины
Звягинцевой
«Игровые коммуникации».
Дверь с луковкой – работа Герасима Кузнецова, проект «Свежие двери»
— Когда ребенок играет, он может перетерпеть любые страдания.
Марина Звягинцева
Куратор проекта «Арт-прививка»
— Игра облегчает ребенку существование в больничных стенах. А если у ребенка хорошее настроение в непростой ситуации болезни, то и у его родителей оно тоже меняется. Впрочем, и врачи тоже по-иному начинают смотреть на то, что происходит в поликлинике: как ни крути, они постоянно видят страдания и привыкают к ним, многого просто не замечают. А на контрасте с яркими игрушками, с необычными арт-объектами это видится иначе.
Фото Arnaud 25 / commons.wikimedia.org
Под покровительством канцлера и под сенью разноцветной крыши
Во французском городе Боне еще в XV веке была построена бесплатная больница для бедных, которую можно отнести к старинным красивым лечебницам.

Называется эта больница L`Hotel-Dieu (Отель-Дьё). Она была построена канцлером Бургундии Николя Роленом (Бон располагается как раз в этой французской провинции) для местных жителей, разоренных Столетней войной. Здесь лечились те, у кого не было возможности оплатить услуги доктора — то есть две трети Бона. В те времена Отель-Дьё стал первым лечебным заведением подобного рода.

Сейчас это Отель-Дьё — довольно популярный музей, который посещают десятки тысяч туристов в год. Его визитная карточка — разноцветная черепичная крыша, вселяющая оптимизм. В качестве бесплатной больницы лечебница просуществовала до 1970 года, кроме того, до сих пор часть ее все еще принимает пациентов.

За больными в Отель-Дьё ухаживали сестры милосердия. Некоторые приспособления для пациентов, впервые использованные здесь, до сих пор применяются в современных больницах. Например, в зале для ослабевших больных к каждой кровати с потолка свисала веревка, чтобы человек мог сам с легкостью подняться и сесть.

Один из больничных залов.
Фото bourgogne.media.tourinsoft.eu
Были в больнице для бедняков и своя аптека, где сестры изготавливали лекарства для пациентов, кухня, часовня. Чем не помогающая среда? Чем не новый подход к конструированию пространства?

Трудно, конечно, сказать, каким был уход, какова статистика выздоравливающих в этой больнице, но можно не сомневаться — сестры милосердия делали все возможное, чтобы их пациенты не страдали чрезмерно. Ведь все залы в лечебнице напоминали готические храмы-корабли, на борту которых, вдоль стен, за отдельной занавеской, получали избавление от хворей самые бедные жители бургундского Бона.

Сотрудники фонда "Ключ от детской" работают по заранее разработанному проекту
Спасти из плена, хотя бы в воображении
Архитектор Айна Гершман, президент благотворительного фонда по развитию детских учреждений «Ключ от детской», тоже уверена: в окружении новых больничных стен и ярких красок маленькие пациенты и взрослые врачи начинают вести себя по-другому.

Фонд «Ключ от детской», созданный в 2014 году, помогает развитию и благоустройству детских домов, больниц, интернатов. Сотрудники фонда модернизируют и украшают детские игровые комнаты, зоны ожидания, требующие ремонта помещения, где дети проводят много времени. К разработке проектов привлекаются необходимые специалисты: архитекторы, дизайнеры, психологи, педагоги.

— Мы должны доступными средствами создать альтернативу той ситуации, в которой оказывается ребенок в больнице или детском доме, — рассказывает Айна.
— Помните фильм «Жизнь прекрасна»? В нем отец во время войны рассказывает сыну историю об удивительных приключениях, которые им предстоит пережить. Каждое испытание он представляет как еще один шаг на пути к счастливому финалу. И даже попав в плен, малыш не догадывается, где он оказался на самом деле. Наша задача такая же, как у этого папы.
Айна Гершман
Президент фонда «Ключ от детской»
Мы даем детям возможность увидеть вокруг себя нечто другое, чем та суровая реальность, которая их окружает. Превратить болезнь и одиночество в игру и приключение.

Один проект в исполнении сотрудников фонда «Ключ от детской» не похож на предыдущий. Внутри каждого учреждения и каждого здания есть свой дух и история, которые подсказывают художниками, как новое пространство может изменить жизнь внутри него к лучшему.

Недавно фонд закончил модернизацию отделения гематологии в Российской детской клинической больнице, а также попробовал вдохнуть новую жизнь в межбольничные переходы. Они, по словам Айны, были одинаковыми на вид — их часто путали не только дети, но и взрослые.

— Сейчас работаем над благоустройством зон ожидания в детском центре онкологии НИИ им. Блохина. Это тоже центр федерального значения, поэтому многие отделения перегружены пациентами. Врачи захотели, чтобы время ожидания в очередях не было таким долгим и мучительным, — и мы согласились помочь.

В дружественном пространстве, по словам Айны, меняется самочувствие не только детей, но и взрослых, которые с ними работают. Врачи и педагоги еще больше сближаются с детьми, начинают говорить с ними на одном языке и проявляют больше эмпатии и эмоций в общении с ними.

Фонд "Ключ от детской" еще молод, в год успевает сделать около 5-7 проектов. Но это позволяет подходить к каждому проекту вдумчиво и основательно. При этом сотрудники фонда уже сейчас видят, что спрос на подобную помощь сильно превышает их возможности. Фото предоставлено фондом "Ключ от детской"
Во время ремонта в доме престарелых Вязьмы
В Вязьме после ремонта
Бабушки и дедушки тоже хотят красоты


Красота важна не только для пациентов больниц — жители домов престарелых и интернатов всех видов и родов тоже нуждаются в уюте и успокаивающей обстановке. Они живут тут годами — и должны чувствовать себя как дома. Иначе все учреждения социальной направленности рискуют превратиться в тюрьму.

Волонтеры фонда «Старость в радость» это поняли. С сентября 2015 года помощники бабушек и дедушек, живущих в домах престарелых, начали новый проект, который условно можно назвать «Уютирование». Он охватывает пока четыре дома престарелых, которые находятся под опекой фонда. Об «Уютировании» нам рассказала куратор проекта Ольга Приходько:

— Сначала наш фонд, конечно, помогал в решении насущных проблем — мы ремонтировали обваливающиеся крыши, восполняли нехватку памперсов, собирали средства на персонал, который бы обеспечивал надлежащий уход за стариками.

— В общем, как в пирамиде Маслоу — сначала удовлетворяли базовые потребности, теперь пришла очередь красоты и уюта.
Ольга Приходько
Куратор проекта «Уютирование»
фонда «Старость в радость»
С одной стороны, кто-то может сказать: есть у бабушек и дедушек крыша над головой, их кормят, ухаживают за ними — и хорошо! Но с другой стороны, вечные стены, выкрашенные самой экономически выгодной краской, сверху подведенные побелкой, лампа с безжалостным светом, разрушающий стенку грибок где-нибудь в углу — это ужасно. Казенный вид предполагает казенный дух — никак иначе.

— Сейчас мы работаем с отделениями, где находятся лежачие бабушки и дедушки, — рассказывает Ольга. — Они не встают, самостоятельно не двигаются — получается, что среди таких вот стен они 24 часа в сутки. Поэтому и начать наводить уют решили именно там.
В доме престарелых Уварово после ремонта. Фото предоставлено фондом «Старость в радость»
Право смотреть на часы и выбрать цвет обоев
Ольга Приходько отлично разбирается в санитарных нормах и правилах. В домах престарелых нельзя использовать обои или бумажные картины — бумага впитывает запах, ее нельзя помыть. К тому же запрещают и инструкции по противопожарной безопасности.

Но выход нашелся — волонтеры «Старости в радость» перекрашивают стены в приятные цвета. Причем советуются с проживающими.

— Бабушки от этого чувствуют себя причастными, начинают ощущать себя хозяевами своей жизни, — объясняет Ольга. — Им нравится принимать решение, выбирать цвет, даже спорить порой друг с другом. Но в конечном итоге они приходят к единому мнению.
— Вы когда-нибудь пробовали жить без часов? А вот во многих палатах домов престарелых нет часов. И люди, живущие там, порой теряются, зависают в безвременье.
Ольга Приходько
Куратор проекта «Уютирование»
фонда «Старость в радость»
Чтобы такого не происходило, в отремонтированной комнате для бабушек и дедушек появятся часы. Это привяжет стариков к этому миру, они смогут лучше ориентироваться в своей жизни.

— Большая проблема: жителям домов престарелых практически нечего делать, многие начинают активно тратить деньги на выпивку, — говорит Ольга. — Но в одном из домов выход нашелся. Сотрудники начали обустраивать палаты для стариков, делать их уютнее — и проживающие потихоньку втянулись в процесс не только морально, но и материально: покупали какие-то приятные мелочи, чтобы стало красивее. Раньше бы это не пришло им в голову, раньше они бы потратили деньги на бутылку. Но раньше они и не чувствовали себя как дома.
© Наталья Волкова, Дмитрий Петров, 2016
Made on Tilda
Made on
Tilda